Главная > Культура > Вологда мистическая: от Ивана Грозного до «ковыринской барыни»
Вологда мистическая: от Ивана Грозного до «ковыринской барыни»3-06-2019, 19:38. Разместил: кириллова |
Значимую часть культурного и исторического наследия любого города составляют предания и легенды, сочиняемые и рассказываемые живущим на его территории народом. Часто сказания имеют историческую основу, но, «путешествуя» из уст в уста, обрастают невиданными подробностями, мистическими уточнениями и невероятными чудесами. Вместе с этим они, как и когда-то полностью выдуманные магические истории, занимают важное место в краеведении, отражают мысль и суть народа и, кроме того, оживляют местную историю. «Кирпич ни с того ни с сего никому на голову не свалится!»
Вероятно, самая известная вологодская легенда связана со строительством Софийского собора. В 1565 году царь всея Руси Иван IV Грозный решил сделать Вологду столицей Опричнины и в 1568 году приказал строить Кремль и Софийский собор, последний – по образцу Успенского собора Московского кремля. Все шло хорошо, пока в 1571 году царь неожиданно не прервал строительство и не покинул город навсегда. Предание гласит, что на решение Ивана Грозного повлиял кусочек штукатурки: когда храм был готов и царь решил его осмотреть, на него сверху что-то упало (иногда даже говорят, что это что-то – кирпич) и ударило его по голове. Вспыльчивый государь рассердился и приказал разорить собор, но через некоторое время остыл и просто перестал обращать на него внимание. Красивая легенда идеально вписывается в исторический фон: столицей Вологда не стала, Иван Грозный стал игнорировать город, Софийский собор до самой смерти царя не был ни достроен (не закончили внутреннее убранство), ни освящен. Факты же объясняют странное поведение царя просто: необходимость создания новой столицы отпала – Опричнину упразднили, а Ивану IV стало не до модернизаций: на царство напал крымский хан Девлет Гирей, и началась эпидемия «моровой язвы». Защитники Вологды Большой интерес представляет «Легенда о белоризцах». Она существует в двух версиях и, как ни странно, в двух временах. Наибольшее хождение имеет вариант, записанный лекарем Флеровым, связавшим подвиг белоризцев с разорением города и Спасо-Прилуцкого монастыря в Смутное время. В изложении лекаря вологжане сражались с польско-литовскими отрядами, превосходившими их числом и силой, и начинали уже проигрывать, как в какой-то момент появились два витязя в белых доспехах и помогли жителям Вологды победить в битве ценой своей жизни. Благодарные вологжане похоронили героев и воздвигли над их могилой – она была общей – каменный памятник, куда ежегодно приходили на гуляния. Вторая версия легенды рассказывается в «Житие преподобного Дмитрия Прилуцкого» и переносит нас не в Смутное время, а в XV век, когда произошло разорение Вологды галицким князем Дмитрием Шемякой. В ночь перед штурмом города белоризцы – которые в житии понимаются нематериально, мистически – являются во сне вместе с Дмитрием Прилуцким трем вологжанам. Они молятся о спасении Вологды от гибели и укрепляют стены, после чего становятся невидимыми. «Проклятие Пятышевых» Мистическим флером окутано и древнейшее место нашего города – Ленивая площадка (сейчас там находится памятник 800-летия Вологды). В XII веке эта территория (и еще много каких территорий) принадлежала старинному посадскому роду Пятышевых. Однажды в город пришел странствующий монах Герасим (позже ставший Герасимом Вологодским), пожелавший обосноваться на Кайсаровом ручье и построить там монастырь. Пятышевы отказались пускать монаха на свои территории, на что Герасим предсказал главе семейства, что «он и весь его род будет жить небогато и голо не порато», а через 700 лет и вовсе исчезнет. Страшные слова преподобного сбылись: поколение за поколением Пятышевы жили «ни богато, ни бедно», а последний их представитель умер холостым в 1846 году. «Мистическое Ковырино» Есть в Вологде и легенды, целиком состоящие из тайн и загадок, и связаны они, как ни странно, прежде всего, с Ковыринским парком. Так, первое сказание посвящено людям, некогда жившим в том живописном месте, украшенном листьями лип и цветами сирени. Как-то раз в Ковырино приехал один известный художник (его имя, к сожалению, неизвестно), которого так очаровало поместье, что он захотел запечатлеть его на картине. Получив разрешение, он изобразил молодую ковыринскую барыню, стоящую в окружении пышных сиреневых кустов. После отъезда художника из Вологды картина осталась в Ковырино в качестве подарка: хозяйка повесила ее в лучшей комнате – говорят, кто на нее смотрел, тот чувствовал аромат цветущей сирени. Каждый день барыня приходила к картине, стояла и подолгу на нее смотрела. По прошествии лет она умерла, но перед смертью наказала никогда не снимать портрет со стены той комнаты. Завет барыни не выполнили: началась революция, усадьба была разграблена, портрет пропал. С тех пор люди, проживающие в тех краях, замечают, что по ночам в окнах дома мелькает свет, словно кто со свечкой ходит. Местные жители верят, что это ковыринская барыня свой портрет ищет. Вторая история связана с жившим некогда в Ковырино помещиком. Тот однажды получил огромное наследство от богатых петербургских родственников, но побоялся рассказать о нем кому-либо, поэтому просто зарыл его во дворе под старой липой около пруда. В один день он простудился на охоте и умер. В ночь его похорон разразилась невиданной силы гроза, и наблюдавшие за ней из окна дома слуги заметили бегающую вокруг липы черную собаку. Когда барыня вышла на крыльцо и увидела собаку, то закричала от испуга. В тот же миг животное исчезло, а дерево загорелось. После этого события люди стали говорить, что это не собака была, а сам барин. С тех пор каждую ночь в парке бродит большой черный пес, который сторожит спрятанный клад. Сообщает ИА "СеверИнфо". Постоянная ссылка: http://www.severinfo.ru/culture/57890-vologda-misticheskaya-ot-ivana-groznogo-do-kovyrinskoy-baryni.html Вернуться назад |