Главная > Культура > Какие техники и приемы вышивки были распространены на Вологодской земле?
Какие техники и приемы вышивки были распространены на Вологодской земле?5-05-2020, 17:58. Разместил: Журналисты |
Фото: Деталь. XIX в. Сольвычегодский уезд. Вышивка, кружево // Мастера Русского Севера. Вологодская земля : фотоальбом. – М., 1987. – С. 287.
В период самоизоляции вологжане начали осваивать народные промыслы региона. Один из них – традиционная вышивка.
Сохранением и популяризацией традиционной вышивки занимаются Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Уникальные образцы вышивок хранятся в фондах.
Опираясь на основы традиций, рукодельницы вышивают различные изделия как для выставок, так и в подарок, для своего дома.
Раньше для вышивания достаточно было иметь дома полотно, нитки и иглы. Чтобы работы были разнообразными, мастерицы пользовались множеством видов швов с особыми приемами их исполнения и узорной структурой.
Например, вологодские знаменитые подзоры исполняли способом «поперевити». Ими украшали края простыней, праздничную постель. На них появлялись изображения фантастических зверей и птиц, зданий с колоннами и балюстрадами, около которых гуляют дамы в кринолинах и кавалеры в париках и камзолах по моде конца XVIII века.
Плотный силуэт изображений противопоставляли легкому сквозному фону. Среди узоров вологодской вышивки есть все типы орнамента: геометрические, растительные, сюжетные, изображения зверей и птиц. Древнейшие – геометрические орнаменты и трехчастные композиции с вышитыми человеческими фигурами в центре и конями, всадниками или птицами по сторонам. Подобные узоры можно увидеть на концах полотенец, краях передников, подзорах и подолах рубах.
Вышивки женских фигур, образов всадников, птицы были исполнены старинным двусторонним швом – одинаковым с лица и изнанки – красными нитями по льняному полотну.
Одна из распространенных в Вологодском крае разновидность двустороннего шва – роспись. Как правило, узор создавался красной нитью по белому фону, причем тонкими линиями. В западных уездах этот вид вышивки применяли, чтобы создать сложные композиции с фигурами людей и животных, а в восточных – для геометрических орнаментов, они состояли как из ромбов и крестов, так и из точек, полос в различных комбинациях.
Интересно проследить, какие разновидности шитья распространены в районах Вологодской области. Все они отличаются не только сюжетами, но и характером орнамента, техникой вышивки и приемами ее исполнения. Кроме того, в каждом районе сложились местные традиции, проявляющиеся в размерах узоров, цвете.
В Великоустюжском уезде мастерицы вышивали свадебные ширинки, украшали их крупным геометрическим орнаментом.
Если увидеть работы, композиция которых состоит из человеческих фигур, птиц, то можно предположить, что это вышивки из района Чарозера и Устюжны: здесь они были наиболее типичными.
Композиция севернорусской вышивки состояла из повторяющихся элементов, а центральное место занимало большое изображение.
Орнаменту придавали не только художественное, но и магическое значение. Например, некоторые элементы были своего рода символами стихий и сил, которые, по преданиям, помогали человеку, защищали хозяина от нечисти. Тому пример – ромб. Он обозначал как землю или растение, так и женщину. Крест и круг ассоциировались с огнем, солнцем.
Горизонтально расположенная линия, в частности волнистая или зубчатая, представляла стихию воды, которая играла значительную роль в верованиях древних славян. Если же линия располагалась вертикально, то она олицетворяла дождь, который почитали наши предки.
Изображая образ мирового дерева, мастерицы рядом с ним располагали птиц и животных.
Можно заметить, что северным вышивкам присуще расположение в центре фигуры женщины. Ее голову могли украшать рога, что было символом плодородия, а в руках – птицы, что являлось знаком божества. Покровительницей женщин, прядущих лен, считалась великая богиня Мокошь. В таком случае ее руки изображали большими, собственно, они были больше похожи на гребни.
Правда, однозначно трактовать вышивки сложно, поскольку изображения имеют лишь отдаленное сходство с оригиналом. Да и с течением времени в вышивки начали проникать элементы культуры Нового времени. Как мы понимаем, они не имели отношения к древним верованиям.
Сейчас мастерицы во время работы над вышивкой опираются на древние традиции, но каждая из них добавляет в них новые элементы, придавая изображению неповторимый смысл. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.
Постоянная ссылка: http://www.severinfo.ru/culture/62296-chto-oznachali-ornamenty-v-severnorusskih-vyshivkah.html Вернуться назад |