Главная > От истоков к современности > Райское дерево и самовары: в Вологодской области обнаружили леденгскую роспись
Райское дерево и самовары: в Вологодской области обнаружили леденгскую роспись4-03-2021, 15:28. Разместил: Анна Штольц |
Вологодские мастера издревле были искусны в росписи по дереву. На Вологодчине существует около 20 видов росписей, отличающихся своими приемами, техниками. Широко известны шекснинская золочёнка, глубоковская, гаютинская, харовская, кич-городецкая, тотемская, великоустюгская, верховажская, уфтюгская росписи. Талантливые мастера работали повсеместно, однако существуют территории, которые еще не изучены. В Вологодской области тоже есть такой район, где до недавнего времени оставались неисследованными народные росписи. Стоит отметить, что в Бабушкинском районе этот вид прикладного искусства был распространен не меньше, чем в других местах. В фондах местного музея есть экспонаты, расписанные в своеобразной оригинальной манере. Озаботилась восстановлением местных росписей директор Бабушкинского районного исторического музея, народный мастер России Елена Сысоева. Она обратилась с просьбой к вологодским музейщикам и мастерам заняться этой работой. В команду энтузиастов вошли преподаватели студии «Вологодские росписи» народный мастер России Ольга Гладышева и художник Вера Добрынинская, мастер народных художественных промыслов Вологодской области Марина Кулакова и научный руководитель группы Ангелина Глебова. Исследователи отправилась изучать фонды музеев в селе им. Бабушкина, Тотьме и Вологде. Прежде всего, специалистам пришлось решить вопрос, связанный с историей района. Необходимо было понять, росписи каких территорий считать местными и как их назвать. Село им. Бабушкина Вологодской области раскинулось по обеим берегам реки Леденьги. Изначально Леденгский район был образован из части прежнего Тотемского уезда Вологодской губернии. В 1941 году село было переименовано в честь революционера Ивана Бабушкина, уроженца этого села. А в 2006 году границы района еще раз менялись: в его состав вошли ряд поселков Грязовецкого и Нюксенского районов. Для наименования росписей было выбрано старое название района. Так, на Вологодчине благодаря стараниям исследователей появился еще один вид росписи – леденгская. Научный руководитель группы Ангелина Глебова отметила, что изучаемых предметов сохранилось очень немного. В этом заключалась сложность исследования. В музеях Тотьмы, Бабушкина и Вологды роспись представлена только на прялках. В учреждениях культуры муниципалитетов их всего по паре десятков экземпляров, а в областной столице – полтора десятка. Проблема возникла также в отсутствии информации о месте происхождения изделий и авторе произведения, поскольку в ходе экспедиций предметы были собраны без указания, откуда они взяты и кто мастер. Зачастую экспонаты подписаны «прялка с росписью» и указан номер. Исследователям пришлось проводить масштабную работу. Специалистами были изучены этнографические и искусствоведческие исследования, а также материалы коллег из Костромского музея и сотрудников центральных музеев, которые в свое время обследовали Великоустюгский, Никольский и Тотемский уезды. В результате исследователи вычленили пять направлений леденгской росписи. Роспись, главный элемент которой – цветущее прямоствольное древо, можно считать традиционной. В центре стебля на росписи находится крупная цветочная розетка и симметрично отходящими в стороны веточками с более мелкими розетками. Внизу лопастки прялок присутствуют горизонтальные цветные полосы с декоративными поднизями. Отметим, что лопасткой называют широкую и плоскую верхнюю часть прялки, на которую крепилась кудель. Такой способ украшения предметов был распространен в южной части современного района. Специалисты отмечают, что это территории Юркинского и Фетининского сельских поселений. Наиболее искусным местным мастером, так расписывающим прялки, был Константин Ерегин. На севере и северо-западе района, а теперь это Тимановское, Демьяновское и Косиковское сельские поселения, роспись отличалась от традиционной. Узор был более тонким и миниатюрным, а основным мотивом являлись расцветшие веточки-древа. Рисунок находился низу лопастки прялки, а фон был более глубоким и насыщенным. Эта роспись имеет сходство с бабушкинскими, кич-городецкими и тотемскими вышивками шелком по орнаменту и цветовой гамме. В.В. Пятовский был самым известным мастером, а сотрудники Бабушкинского музея изучат архивы для установления имен других авторов. На территории современных Демьяновском, Тимановском и Косиковском сельских поселениях роспись была лаконичнее. Она наносилась белой краской на синем фоне. Главный элемент росписи не сразу удалось идентифицировать исследователям. Он представляет собой схематичные изображения самоваров. В музейных описаниях узор носит наименование «жук». Однако специалисты уверены, что это именно самовар – символ богатства, состоятельности, гордость семьи. Утверждать это позволяет семантика орнамента. Встречающиеся в росписи шестиконечные звезды исследователи идентифицируют как солярный знак, постепенно утративший изначальный смысл. Четверным направлением специалисты выделили яркие и веселые декоративные росписи, имеющие основной мотив – прямоствольное «райское» древо с симметричными цветами-розетками на веточках. Такого рода орнаменты встречались на территориях Подболотного и Журбинского сельских поселений. Они представлены на прялках Михаила Осетрова. Мастер родом из деревни Шонорово. Дерево украшалось листьями и капельками и заканчивалось солярной розеткой. На прялках присутствовало изображение земной тверди виде цветных горизонтальных полос. Специалисты предположили, эта роспись могла быть принесена к нам вятскими мастерами. В юго-восточной части района, которая относилась раньше к Никольскому уезду, на характер росписи повлияли костромские мастера. Орнамент росписи таков: цветочные розетки, ягоды на гибких веточках, тюльпанообразные цветы, виноградные гроздья и стрельчатые и округлые листья соединяются стеблями в композицию. Самые яркие работы выполнены костромичом Петром Кузнецовым. Полученные в ходе исследований знания мастера использовали на практике: в усадьбе Спасское-Куркино леденгской росписью украшено помещение для проведения мастер-классов. Здесь расписаны столы, сундуки, лавки и стенные панели. Также планируется издание методического пособия для обучения детей и взрослых. А в дальнейшем росписи можно использовать для создания сувениров для туристов, а жителям района они могут стать источником заработка. Более того, популяризация нового вида росписей послужит появлению еще одного местного бренда, являющегося культурным наследием Бабушкинского района. Сообщает ИА «СеверИнфо». Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.
Постоянная ссылка: http://www.severinfo.ru/istoki/66194-rajskoe-derevo-i-samovary-kak-na-vologodchine-obnaruzhili-ledengskuju-rospis.html Вернуться назад |