Вечером 15 апреля весь мир наблюдал за трагедией, которая развернулась в столице Франции: на протяжении нескольких часов в огне исчезала одна из главных достопримечательностей Парижа – Нотр-Дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери). Последствия пожара серьезны, на реконструкцию придется потратить много сил и денег, но и то, и другое несомненно найдется: за сутки после события различные организации, главы государств и просто богатые люди со всего мира пожертвовали на восстановление собора около миллиарда евро. Власти Франции заявили о намерении провести полную реконструкцию за пять лет.
На территории Русского Севера расположено огромное количество церквей, нуждающихся в немедленной реконструкции. Многие из них, как и Нотр-Дам, пострадали в пожаре. Еще большее количество просто «состарилось»: они гниют, разваливаются, осыпаются. Часто эти церкви – уникальные памятники архитектуры, но им очень не хватает хотя бы малой толики того внимания и финансирования, которого удостаивается знаменитый парижский собор.
Самый громкий пожар последних лет произошел летом прошлого года в Архангельской области, когда огонь полностью уничтожил церковь Успения в Кондопоге. Ценный памятник архитектуры простоял 244 года, но «погиб» от рук мальчика, приехавшего к бабушке на летние каникулы. За восемь месяцев на ее реконструкцию собрали около 100 тысяч евро. Когда наберется необходимая для ремонтных работ сумма и появятся какие-то планы восстановления – неизвестно. Вероятно, церкви придется очень долго ждать своего шанса на «воскрешение».
Церковь в Кондопоге самый яркий, но не единственный пример бедственного состояния, в котором находятся многие русские памятники архитектуры. По некоторым данным, за последние 30 лет наш Русский Север потерял в огне минимум 45 деревянных храмов.
Вологодская область – край широко известный своими красивыми и древними храмами и монастырями, «намоленное место», как говорят некоторые православные. К сожалению, церкви гибнут и здесь: некоторые – скоропостижно и в огне, некоторые – медленно, ожидая шанса на спасение.
В 1996 году в селе Даниловском Устюженского района сгорела Никольская церковь. Как отмечают знатоки деревянного зодчества, церковь была чрезвычайно редким памятником с точки зрения композиционных особенностей: уничтоженный в огне храм имел единственный в своем роде образец шатра с четырехугольным основанием. Причиной пожара, как и в случае с церковью в Кондопоге, стали дети: 296-летний памятник сгорел в ходе их веселой игры.
Количество храмов Вологодчины, нуждающихся в ремонте тоже велико: около 47 памятников. Примерно тридцать из них находятся в аварийном состоянии. К церквям, терпящим бедствие, относятся такие уникальные сооружения, как Храм Богоявления Господня в Вытегорском районе, Храм в честь праздника Преображения Господня в Бабаевском районе, Храм Воздвижения Креста Господня в Вашкинском районе, Часовня Кирика и Иулитты в Вытегорском районе, Часовня святителя Николая Чудотворца в Верховажском районе и многие другие. Если поставить цель посетить эти памятники, то выяснится, что от некоторых из них не осталось ничего, кроме прогнивших досок, очень приблизительно напоминающих церковь. Например, Часовня Кирика и Иулитты в деревне Бабинская Вытегорского района остро нуждается в реставрации. Степень разрушения столь велика, что в любой момент памятник может накрениться, что повлечет за собой нарушение конструкции и потерю бревен. Кроме того, у часовни сгнила крыша.
Похожая проблема и с Часовней святителя Николая Чудотворца в Верховажском районе: памятник сильно накренен на восток. Также отсутствует металлическая кровля над сенями, кольцо церкви полностью утрачено.
Исправить сложившуюся ситуацию пытаются простые люди. Один из самых известных проектов – «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера», созданный с целью объединения неравнодушных граждан, старающихся сохранить памятники деревянного зодчества на Русском Севере: в Вологодской, Архангельской областях, а также в республиках Карелии, Коми и Марий Эл. На их сайте представлена подробная статистика церквей, нуждающихся в реконструкции и восстановлении, памятники имеют подробные описания «увечий».
Интересным проектом, привлекающим внимание к сложившейся проблеме, стала интерактивная карта сгоревших церквей, составленная дата-журналистом, выпускником ЧГУ Андреем Дорожным. Как пояснил сам автор в разговоре с ИА «СеверИнфо», карта сделана фактически «на коленке», по горячим следам и включает не все памятники, нуждающиеся в помощи. Она представляет собой скорее "крик" о проблеме, чем подробный отчет.
«Я бы относился к карте очень критично, потому что есть много церквей, которые на нее не попали. Моей задачей было привлечь внимание к проблеме. Огромное количество людей изъявили желание помочь Нотр-Даму, а с церквями Русского Севера практически никто не помогает», – рассказал Андрей Дорожный. Сообщает ИА "СеверИнфо".