Фото: vk.com/vologdamuseum.
Вологодская область стала родиной многих интересных народных промыслов. Особое место среди них занимает богатое разнообразие видов росписи по дереву, которая, к слову, издавна была широко распространена на Руси. Во всех местностях мастера оттачивали свой уникальный и узнаваемый почерк, отражали в изделиях присущее им мировоззрение. У вологодских ремесленников также был неповторимый стиль, причем в регионе сформировалось сразу несколько ярких и самобытных школ. Известность получили такие виды росписи, как Глубоковская, Гаютинская, Кичменгско-Городецкая, Верховажская и другие.
Одним из интереснейших направлений является шекснинская золоченка. Яркая, «огненная», сказочная роспись сильно отличается от других, однако до недавних времен она была малоизвестна. Зародилась золоченка в юго-восточной части Шекснинского района Вологодской области. Местные жители дали ей такое необычное название неслучайно, ведь основные цвета, которые присутствуют на изделиях, - красный и золотой. К слову, в промыслах крестьяне часто использовали красный цвет, который в древности имел свое семантическое значение, связанное с огнем.
Художественная образность данной разновидности росписи восходят к иконописи, русской миниатюре и даже к орнаментальному оформительскому книжному искусству. Рисунки на изделиях отдаленно напоминают миниатюрные зарисовки рукописных книг, а цветовой строй росписи близок иконописным памятникам.
Чаще всего в такой манере расписывали прялки. Перед началом работы мастера подготавливали дерево – грунтовали его. По мнению экспертов, для фона использовали перетертые с олифой краски, покрывали ими утварь в несколько тонких лессировочных слоев.
Как же мастера получали такой чистый и яркий золотой цвет? Какие материалы использовали? Специалисты отвечают на этот вопрос довольно просто – оловянный порошок. Его растирали на олифе и, вероятно, добавляли смолу. Однако эта смесь получалась серебряной, золотой роспись становилась только после покрытия готового изделия несколькими слоями олифы.
Роспись представляла собой стилизованные растительные и геометрические орнаменты золотого цвета с черным контуром, выполненные на красных, бордовых или охристых фонах. Такая цветовая гамма была созвучна строю древних икон и напоминала золотую хохлому.
На прялках ремесленники изображали раскидистый куст или ветки, на которых сидит птица. Ее голову писали в профиль, будто она смотрит в сторону. С такого ракурса птица была похожа на сокола. На голове с небольшим хохолком выделялись крупные круглые или удлиненные глаза, клюв загнутый, отчего многие птицы были похожи на хищных. Их тела изображали по-разному: у одних мастеров они получилось вытянутыми, а у других округлыми. В народной мифологии золотая птица называлась Жар-птицей и символизировала солнце.
Еще одним распространенным мотивом являлись причудливые растения. На изделиях изображали деревья с раскидистыми ветвями, изогнутыми стеблями, листьями, среди которых располагались круглые завитки с ягодами и необычными плодами. Рисунок заключали в рамку, будто обрамляя вход в сказочный мир. В орнамент могли вводить даже архитектурные элементы. Речь идет о схематичном изображении окон, крыш, куполов, шпилей храмов и других частей зданий. К слову, мастера удачно вплетали архитектурные элементы в растительный орнамент. Элементы росписи подчеркивали черным цветом, иногда вводили и зеленый оттенок.
В этой технике работают и современные мастера. Шекснинская золоченка гармонично смотрится на ларчиках, шкатулках, ювелирных изделиях, изготовленных в XXI веке. Сообщает ИА «СеверИнфо».