Великий Устюг славится не только архитектурными памятниками и традиционными народными промыслами, но и собственными художественными традициями.

В XVI – XVII вв. город был одним из крупнейших ремесленных центров российского государства. Мастера передавали секреты из поколения в поколение: ученик брал за образец работу учителя и пытался ее превзойти. Не всякая ремесленная работа может стать произведением искусства, потому что для этого нужны вдохновение, тонкий вкус и, конечно же, любовь к своей профессии. Не зря раньше умельцев-мастеров называли «чародеями искусства», которые умели не только подобрать природный материал и правильно использовать его свойства, но и находили нужную форму для декоративного оформления.

Особое место здесь занимает резьба по бересте. Именно в Великом Устюге в конце XVIII – начале XIX века возникло искусство шемогодских резчиков. В народе его называют «берестяным кружевом». И неспроста.

В Великом Устюге сохранились деревянные бытовые изделия, облицованные тонким и затейливым прорезным берестяным орнаментом. Как вы поймете, что перед вами изделие именно с таким орнаментом? Узор представляет собой переплетение листьев, цветов и веточек растений. Композиция всегда стройна, есть изделия, на которых она завершается центральным сюжетным изображением. Такие работы можно увидеть у мастера Александры Егоровны Марковой, например, это ларец «Тройка». Особое место в коллекциях занимают работы знаменитого художника резьбы по бересте, ныне покойного Николая Васильевича Вепрева. Шемогодские умельцы прекрасно знакомы с работами создателей промысла берестяной резьбы.

Почему же шемогодские? Для этого нужно заглянуть в историю. Искусство сквозной прорези и тиснения по бересте относится к умельцам XVIII века, которые проживали в деревне Курово-Наволок в Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Из березовой коры они делали туески и лукошки, погремушки и шкатулки, а потом и вовсе чемоданы. Были предметы, которые плели из узких полос коры, или лыка, а некоторые делали из дерева и оклеивали их ажурной резной или тисненой берестой.

Прорезной орнамент создавали из бересты с молодых деревьев: она без наростов, сучковых отверстий. Мастера клали лист бересты толщиной в 0,5 миллиметра и наносили рисунок тупым шилом, выдавливая, или же с помощью копировальной бумаги. После этого рисунок вырезался острым концом ножа. Непростая работа требовала от резчика не только определенного навыка, но и терпения, фантазии. Затем берестяную полоску необходимо было вклеить в углубления между рамками на стенках украшаемого изделия. Создать игру рисунка и фона позволяло тонирование или покрытие предмета цветной фольгой.

Считается, что именно шемогодский промысел – самый интересный и самобытный. Его отличает традиционный растительный мотив. Как правило, тонкая ветвь с листвой охватывала поле резьбы узорным кружевом. Нередко в растительных орнаментах можно было проследить введение геометрических узоров. Композиция строилась по принципу четкой симметрии. Завершение рисунка – кайма из листьев, волнистых линей, сеточки. Сюжетные композиции были неоднородными. На одних изделиях это сцены из дворянского быта, а на других – отражение бытовых крестьянских занятий.

Шемогодские берестяные изделия известны как в России, так и за ее пределами. Особенно всенародное признание получили работы Ивана Афанасьевича Вепрева, которые не сохранились. Но продолжателями наследия известного резчика стал сын Александр Иванович Вепрев, а также Николай Васильевич Вепрев. Так, изделия последнего представлены в Устюгском краеведческом музее.

Сейчас мастера Шемогодья, основываясь на опыт поколений, развивают установившиеся сюжеты и орнаменты. Например, сочетают растительный рисунок с изображениями архитектурных памятников Великого Устюга. Умельцы органично комбинируют традиционные орнаменты и идут в ногу со временем. Сообщает ИА «СеверИнфо».

 

Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Оставить комментарий