Фото: www.booksite.ru
Ткачество было широко распространено на Вологодчине с незапамятных времен. В качестве сырья, как правило, чаще всего использовался лен, которым всегда славилась вологодская земля. Но мало было просто получить ткань и сшить из нее одежду. Ее еще необходимо было покрасить.
Для льняных нитей естественный цвет – грязно-серый. Но для шитья такую ткань не брали. Чтобы придать холсту благородный вид, а заодно и улучшить его качество, его отбеливали. Причем начинали этот процесс еще с самой льняной пряжи. Беление – процесс долгий и трудоемкий.
Одежда, сшитая из белой ткани, была красивой, но однообразной и непрактичной, потому что быстро пачкалась. Со временем славяне научились окрашивать ее и отделывать разнообразной вышивкой. Чтобы придать ткани тот или иной цвет в домашних условиях, крестьяне использовали естественные красители: кору деревьев, корни и листья растений, цветную глину и даже сажу. Позже красители стали завозить из-за рубежа, а в веке появились фабричные ткани. При этом жители не забывали проверенные народные средства окрашивания одежды. Наряду со старыми методами появлялись новые способы покраски.
Так, в Великоустюгском уезде в деревне Мокрочихе использовали толокнянку – растение из семейства вересковых – и полужидкую болотную ржавчину, которую добывали и подготавливали заранее. Толокнянку сушили, измельчали и ставили в печь вариться. Спустя несколько часов можно было опускать в отвар ткань. Затем материю вытаскивали и погружали в болотную воду. После сушки процесс повторялся. В итоге можно было получить хороший черный цвет.
Чтобы одежда приняла красный оттенок, вспоминали старинный способ окрашивания мареной. Делалось это с помощью корневищ подмаренника, который в достатке рос на вологодских полях. Известно, что это растение использовали жители Тотемского уезда. У местных жителей даже была поговорка: «как марену копает», что означало медленную работу. Добыча корневищ подмаренника и правда была непростой задачей: он рос на межах, а значит, чтобы добраться до основания растения, приходилось сначала разгребать камни, мусор и сорную траву. Корневища мыли, сушили и делали отвар, который позже процеживали, чтобы прокипятить с квасцами – кристаллами солей металлов. Для окрашивания брали шерстяную пряжу, которую кипятили в полученном отваре. В результате получался красный или малиновый цвет, которой хорошо держался на ткани и не линял.
Желтовато-зеленый оттенок давал полевой стальник или, как его еще называют, трава-зеленица. Но такой способ крашения популярностью не пользовался, чего не скажешь о коре деревьев, которую зачастую брали в качестве красящей основы. Для этих целей подходила ольха, береза, лиственница, черемуха, ель и пр.
К примеру, отваром из коры лиственницы окрашивали ткани в зеленый цвет. В ход шли и простые палочки из коры этого дерева, которые использовались для покраски деревянных изделий. Вещь размещали на токарном станке и, пока та вращалась, прижимали к ней палочки. В итоге получалась полоса красного цвета. Мастер в зависимости от собственной фантазии мог создать узор разной толщины и формы.
У жителей Тотемского уезда популярностью пользовалась кора березы. Бересту после сбора заваривали, добавляли завязанную в мешочке золу и оставляли настаиваться. Спустя три дня можно было начинать покраску материала. Ткань после этого необходимо было оставить сушиться на солнце. С первого раза яркого цвета не получалось, поэтому процедуру повторяли до получения нужного по яркости и насыщенности оттенка. Примечательно, что солнечные лучи в этой процедуре играли далеко не последнюю роль: окрашивание проявлялось только на солнце. В итоге ткань принимала коричнево-красный цвет, который отличался своей стойкостью. Материал потом пускали на пошив сарафанов, рубашек и штанов. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.