Фото: cultinfo.ru.
Удивительно красивыми храмами может похвастаться Тотемский район Вологодской области. С легкой руки организаторов конкурса «Россия 10» церковная архитектура стала своеобразной визитной карточкой района, прославив его на всю страну, а в конкурсе заняла первую строчку среди достопримечательностей Вологодчины. Чем же поразили россиян фасады тотемских храмов?
Изысканные орнаменты, украшающие фасады церквей в Тотьме, называются картуши. По-другому их именуют «клеймами». Картуш – элемент декора стиля барокко. Он имеет вид свитка с завитками, на котором обычно изображают гербы, иконы, надписи или сюжеты настенной живописи.
В отличие от простых лепных, резных или рисованных картуш, тотемские являются частью каменной стены. Это и объясняет их долгий срок жизни. Поля картуш на тотемских храмах покрывают цветы, раковины, кресты, звезды. Некоторые из них оставлены в неприкосновенности – совершенно чистыми.
Каменные кружева возродились, как говорят в летописи, «от избытков капитала». В Тотьме эти избытки были: местные купцы активно путешествовали на восток страны, к берегам русского Дальнего Востока, Америки. Среди них были основатели Форт Росс в Калифорнии, первооткрыватели множества островов Тихого океана.
Некоторые исследователи сходятся во мнении, что необычные формы храмов в Тотьме напоминают корабли. Неудивительно, зная страсть тотьмичей к мореходству. Музейный список тотемских купцов-мореплавателей состоит более чем из 30 имен. Всего же в 1740-1780 годах местные торговцы снарядили 20 экспедиций – это больше, чем отправили купцы Вологды и Москвы, вместе взятые.
Особый стиль храмов отметил 1962 году доктор архитектуры Прокопий Тельтевский. Профессор изучил пять тотемских церквей и первым сделал вывод, что все они создают собственную архитектурную школу барокко XVIII века. Он определил ее как самобытную и не имеющую аналогов разновидность барокко северного. Стоит отметить, что иметь свою школу – это привилегия, которая была доступна только столицам и крупным культурным центрам.
В архитектуре тотемских церквей замечают и высокие мачты-купола, и остроносые палубы, и раскрытые паруса. А рисованные свитки-картуши, которые традиционно украшали мореходные карты XVIII века, сошли с бумажных полотен на каменные – церковные. Так полагает исследователь-краевед Станислав Зайцев. Именно поэтому стиль тотемского барокко гордо именуют «русским стилем морских открытий».
Со временем картуши эволюционировали, стал развиваться и особый стиль тотемского барокко. Главный стимул этому дали своеобразные соревнования местных купцов: богатые торговцы воздвигали храмы в знак своих успехов и престижа. Как говорится, чем богаче – тем жаднее.
Так, в контракте купца Степана Черепанова на строительство Троицкой церкви начертано: «А между верхними и нижними окнами клейма сделать как наилутче возможно». Из документа узнаем, что первоначальное название картушей – клейма. Тут же открывается, что первыми зодчими тотемского стиля были Федор Иванов Титов и его сын Максим.
Вершина тотемского барокко – Входоиерусалимская церковь. Этот каменный двухэтажный храм, расположенный в северо-западной части Тотьмы, завораживает и притягивает каждого, кто его видит. Церковь была построена по одним данным к 1794 году на средства купцов Григория и Петра Пановых. Раньше она составляла единый комплекс с храмом Рождества Христова.
Туристы называют церковь кораблем, который несется по волнам истории. Пышность 20-метрового иконостаса потрясала прихожан вплоть до самой революции. Только на этом храме девять разновидностей картушей. Всего тотемских клейм известно около пятидесяти. Сообщает ИА «СеверИнфо».