Праздник, посвященный самому известному народному промыслу Вологодчины, был учрежден в 2020 году. Дату проведения выбрали сами вологжане в ходе голосования в соцсетях. И отмечается он 27 мая – в день рождения Анфии Брянцевой, которая прославилась тем, что придумала особый способ плетения сцепного кружева – «вологодский манер».
В 1883 г. Вологду посетила московская барыня Софья Давыдова, знаменитая в России как исследователь женских кустарных промыслов. Продукция местных кружевниц пользовалась спросом в модных салонах Москвы, Петербурга и за границей. Барыня заинтересовалась узором и ассортиментом кружев, исполненных на «вологодский манер» и ставших очень модными. Изобретение нового способа плетения принадлежало легендарной кружевнице Анфии Брянцевой: мастерица объединила полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решётками. Изделия получались легкими, ажурными и необычайно красивыми. Кружево не было похоже ни на какое другое. Софья Давыдова посещала семью Брянцевых и восхищалась ее работой, она отмечала, что все это трудоёмкие штучные вещи очень высокого качества. Софья Петровна, дочь Анфии Брянцевой, пошла по стопам матери и была лучшей кружевницей Вологды тех лет. Более того, Брянцевы за десятилетия работы обучили около восьмисот девушек навыкам кружевоплетения.Родилась Анфия Федоровна Брянцева родилась в 1812 году на погосте Христорождественском Несвойской волости Вологодского уезда, в семье священнослужителя. Ее предки в течение нескольких поколений служили при церкви. Девочек в священнических семьях обучали грамоте, их традиционным занятием было рукоделие во всех его проявлениях. Рукоделие являлось органичным занятием женщин, своеобразным продолжением молитвы.
Анфия Федоровна, в девичестве Светлосанова, в возрасте 24 лет была выдана замуж за канцеляриста Вологодского уездного суда Петра Степановича Брянцева, также происходившего из священнической семьи. Молодожены переехали жить в Вологду, по месту службы мужа. В 1837 г. у молодоженов родилась дочь София.
Кружевом София Брянцева занималась с пяти лет под руководством матери Анфии и изрядно в этом преуспела. У девушки так же были развиты художественные способности. Анфия Федоровна сумела сделать из своей дочери лучшую кружевницу не только Вологды, но и целой округи.
Сама же Анфия была не только искусной кружевницей, но и знала много народных песен и пословиц. На основе этих знаний Русское географическое общество, а именно Н.А. Иваницкий составил в 1887 г. песенный двухтомный сборник «Русские народные песни Вологодской губернии», который содержал 631 песенный текст, более половины из них были записаны у Брянцевых.
Но вернемся к кружеву. В то время среди высшего общества были в большом ходу работы на манер кружева. Заключались они в том, что узор, заранее нарисованный на клеенке или бумаге, выкладывался нитяной тесемкой разной ширины, между тем как промежутки заполнялись решетками, выделывавшимися просто иголкой на манер фестона. Талантливой мастерице Анфии Брянцевой пришла счастливая мысль попытаться воспроизвести коклюшками такую же тесемку и переплет. Опыт удался в совершенстве. Таким образом, к прежнему манеру плести «густыми городами» русское кружево, присоединен был новый способ, в роде гипюра, который и получил специальное название «манера Вологодскаго».
Нужно заметить, что сцепное кружево было известно в Вологде до Брянцевых. Вологодские подзоры, где кружевная прошва и край выполнены в сцепной манере, относятся к концу XVIII – началу XIX столетия. Брянцевы создали штучные сцепные изделия, им принадлежит большая роль в развитии кружевного промысла.
Анфия и София Брянцевы выплетали на «вологодский манер» цельные кружевные предметы: платья, косынки, тальмы, покрывала, покрывала для подушек, вуали, наколки, чепцы. Плетеное кружево пользовалось спросом и служило предметом торговли. Кружевоплетение являлось средством существования для бедных нуждающихся людей. Одной из причин активного занятия кружевничеством Брянцевыми было тяжелое материальное положение семьи. Занятие кружевоплетением давало небольшой, но стабильный заработок. Брянцевы, создавая рисунки и изготовляя сколки кружева, зарабатывали на них больше, чем на самом плетении.
Анфия принимала участие в обучении кружевоплетению. Но особенно в обучении прославилась София. Если Анфия Федоровна была родоначальником «вологодского манера», то непосредственно обучением занималась София Петровна. В течение многолетней деятельности у нее перебывало не менее восьмисот учениц. А в 1883 г. она была приглашена в Петербургскую Мариинскую практическую школу кружевниц в качестве преподавателя. Однако в 1884 г. Брянцева вернулась из Петербурга, прожив там менее года, в Вологду. В 1889 г. София Петровна как авторитетный специалист была приглашена в члены жюри экспертов кустарного отдела на Вологодской сельскохозяйственной выставке.
Анфия Федоровна Брянцева умерла в 1896 г. в возрасте 84 лет, а София в 1911 г. в возрасте 73 лет. Мать и дочь похоронены на Горбачевском Лазаревском кладбище города Вологды.
Помнят о вологодских кружевницах и сегодня. В День вологодского кружева, 27 мая, жителей областной столицы приглашают на лекцию, посвященную одной из ключевых фигур в истории развития вологодского кружевного промысла Анфии Брянцевой. Мероприятие пройдет в 12:30 в учебном классе Музея кружева.
Лекцию «Из биографии Анфии Брянцевой» прочитает старший научный сотрудник, хранитель коллекции тканей и кружева Вологодского музея-заповедника Надежда Кутекина. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.