Музей «Семёнково» уже много лет занимается изучением истории сельского образования.
Дети в крестьянских семьях воспринимались как милость божья, их старались беречь, но суровые обстоятельства деревенской жизни, когда каждый работник был на счету, вынуждали матерей оставлять малышей на попечение глубоких стариков или старших братьев и сестер. Порою такой присмотр был плох и даже опасен. А для детей постарше обучение в школе зачастую прерывалось необходимостью их участия в сельскохозяйственных работах. В девяностых годах XIX века крестьяне уже понимали пользу образования, поэтому старались отдать ребенка на обучение. Но сельская школа была далеко не в каждой деревне, поэтому ученикам приходилось ежедневно преодолевать путь в несколько верст – это было трудно и опасно. Осознавая это, земство, чтобы уберечь детей, решило организовывать при школах ночлежные приюты. Сотрудниками музея провели исследования и выяснили, что эти «ночлежки» не только давали детям кров и питание, но и, как бы сейчас сказали, осуществляли меры социальной поддержки учеников.
«Ночлежный приют» - совместный проект Музея «Семёнково» и одной из крупных компаний Вологодчины. Проект, начавший работу 1 июня, позволит продолжить разговор о сельском образовании в историческом контексте. Новая постоянная экспозиция в горнице дома Храпова из д. Бор Космаревского с/с Нюксенского района появится в музее осенью этого года. Дом выбран не случайно. В ходе изучения документов Государственного архива Вологодской области и Великоустюгского центрального архива было установлено, представители семьи Храповых занимали различные выборные общественные должности. Среди них особо выделяется фигура прадеда последних хозяев дома, Осипа Степановича Храпова, который в конце XIX – начале XX веков неоднократно избирался на должность гласного и члена земской управы Устюгского уезда, был волостным старшиной и даже заведующим Тотемским почтовым трактом. Также было установлено, что до О.С. Храпова данным домом владели его братья, Андрей и Яков, которые в 1902 году сдали дом в аренду на 3 года под двухклассное училище Министерства Народного Просвещения.
В отчётах сельских школ Вологодской губернии в к. XIX – н. ХХ веков упоминаются ночлежные приюты, в которых могли остаться ночевать ученики из дальних деревень в случае разыгравшейся к вечеру непогоды. Вологодская губернская земская управа приводит статистические данные о том, на каком удалении находятся школы, посещаемые учащимися, от места их жительства. Как оказалось, ученики, посещавшие школу на расстоянии до 3 вёрст включительно, составляли 78% всего числа учащихся в Вологодской губернии. Таким образом, больше 1/5 части учеников приходилось ежедневно преодолевать расстояние в 4, 5, а то и более вёрст для получения образования.Лучшим средством обеспечить доступ к школе одиноко стоящим и удалённым на существенное расстояние от ближайшей школы посёлкам были ночлежные приюты.
Ночлежные помещения при школах получили широкое использование в воспитательных целях. Учителя и инспекторы народных училищ нередко приходили в ужас от тех условий, в которых росли крестьянские дети. Тесные избы, в которых в зимнее время наряду с людьми жили животные, отсутствие форточек и как следствие – регулярного проветривания, редкая уборка помещений - эти антисанитарные условия дети воспринимали как норму и нуждались в иных примерах. Ночлежные помещения при школах могли стать положительным примером и опытом по соблюдению опрятности и гигиены. Учитывая бедность семей многих учеников, ночлежные приюты играли важную роль в обеспечении детей питанием.
Тщательно изучая этот вопрос, научные сотрудники музея «Семёнково» пришли к выводу о том, что тема послеурочной жизни учеников и их социальной поддержки не представлена в вологодских музеях. Так было принято решение о разработке на базе горницы дома Храпова экспозиции «Ночлежный приют». Здесь воссоздадут интерьер помещений, где ночевали крестьянские дети, которые жили далеко от школ, а также посетители экспозиции смогут узнать, какое образование давали в вологодской деревне.
В Архитектурно-этнографическом музее «Семёнково» уже представлена экспозиция «Школьный класс». Работы по созданию экспозиции «Ночлежный приют» в ближайшее время начнутся в горнице дома Храповых . В рамках Клуба выходного дня музей представит новые программы: «Урок ботаники на учебном огороде», «Урок орфографии в сельской школе», экскурсия-дискуссия «Всеобщее образование: за и против», видеолекция с документальной театрализацией «Сельское образование в к. XIX – н. XX века».
Дети в крестьянских семьях воспринимались как милость божья, их старались беречь, но суровые обстоятельства деревенской жизни, когда каждый работник был на счету, вынуждали матерей оставлять малышей на попечение глубоких стариков или старших братьев и сестер. Порою такой присмотр был плох и даже опасен. А для детей постарше обучение в школе зачастую прерывалось необходимостью их участия в сельскохозяйственных работах. В девяностых годах XIX века крестьяне уже понимали пользу образования, поэтому старались отдать ребенка на обучение. Но сельская школа была далеко не в каждой деревне, поэтому ученикам приходилось ежедневно преодолевать путь в несколько верст – это было трудно и опасно. Осознавая это, земство, чтобы уберечь детей, решило организовывать при школах ночлежные приюты. Сотрудниками музея провели исследования и выяснили, что эти «ночлежки» не только давали детям кров и питание, но и, как бы сейчас сказали, осуществляли меры социальной поддержки учеников.
«Ночлежный приют» - совместный проект Музея «Семёнково» и одной из крупных компаний Вологодчины. Проект, начавший работу 1 июня, позволит продолжить разговор о сельском образовании в историческом контексте. Новая постоянная экспозиция в горнице дома Храпова из д. Бор Космаревского с/с Нюксенского района появится в музее осенью этого года. Дом выбран не случайно. В ходе изучения документов Государственного архива Вологодской области и Великоустюгского центрального архива было установлено, представители семьи Храповых занимали различные выборные общественные должности. Среди них особо выделяется фигура прадеда последних хозяев дома, Осипа Степановича Храпова, который в конце XIX – начале XX веков неоднократно избирался на должность гласного и члена земской управы Устюгского уезда, был волостным старшиной и даже заведующим Тотемским почтовым трактом. Также было установлено, что до О.С. Храпова данным домом владели его братья, Андрей и Яков, которые в 1902 году сдали дом в аренду на 3 года под двухклассное училище Министерства Народного Просвещения.
В отчётах сельских школ Вологодской губернии в к. XIX – н. ХХ веков упоминаются ночлежные приюты, в которых могли остаться ночевать ученики из дальних деревень в случае разыгравшейся к вечеру непогоды. Вологодская губернская земская управа приводит статистические данные о том, на каком удалении находятся школы, посещаемые учащимися, от места их жительства. Как оказалось, ученики, посещавшие школу на расстоянии до 3 вёрст включительно, составляли 78% всего числа учащихся в Вологодской губернии. Таким образом, больше 1/5 части учеников приходилось ежедневно преодолевать расстояние в 4, 5, а то и более вёрст для получения образования.Лучшим средством обеспечить доступ к школе одиноко стоящим и удалённым на существенное расстояние от ближайшей школы посёлкам были ночлежные приюты.
Ночлежные помещения при школах получили широкое использование в воспитательных целях. Учителя и инспекторы народных училищ нередко приходили в ужас от тех условий, в которых росли крестьянские дети. Тесные избы, в которых в зимнее время наряду с людьми жили животные, отсутствие форточек и как следствие – регулярного проветривания, редкая уборка помещений - эти антисанитарные условия дети воспринимали как норму и нуждались в иных примерах. Ночлежные помещения при школах могли стать положительным примером и опытом по соблюдению опрятности и гигиены. Учитывая бедность семей многих учеников, ночлежные приюты играли важную роль в обеспечении детей питанием.
Тщательно изучая этот вопрос, научные сотрудники музея «Семёнково» пришли к выводу о том, что тема послеурочной жизни учеников и их социальной поддержки не представлена в вологодских музеях. Так было принято решение о разработке на базе горницы дома Храпова экспозиции «Ночлежный приют». Здесь воссоздадут интерьер помещений, где ночевали крестьянские дети, которые жили далеко от школ, а также посетители экспозиции смогут узнать, какое образование давали в вологодской деревне.
В Архитектурно-этнографическом музее «Семёнково» уже представлена экспозиция «Школьный класс». Работы по созданию экспозиции «Ночлежный приют» в ближайшее время начнутся в горнице дома Храповых . В рамках Клуба выходного дня музей представит новые программы: «Урок ботаники на учебном огороде», «Урок орфографии в сельской школе», экскурсия-дискуссия «Всеобщее образование: за и против», видеолекция с документальной театрализацией «Сельское образование в к. XIX – н. XX века».
«За лето нам предстоит завершить основной объем работ, и ко Дню учителя мы планируем представить результат, – говорит заведующая музеем «Семёнково» Наталья Киршина. – Надеемся, что темы защиты и социальной поддержки детей, поднятые проектом, будут интересны широкому кругу посетителей, станут дальнейшими точками роста для музея и основой новых программ».
Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.