Иконы, в которые вдохнула новую жизнь реставратор высшей категории Ольга Соколова, стали частью экспозиции в главной библиотеке Вологды. Более 35 лет она посвятила совершенствованию в восстановлении старинных памятников искусства. Наряду с иконами посетители выставки увидят графику, живопись и книги, к которым мастер прикладывала руку.
Под эгидой «Реставрационных дел мастер» в здании областной библиотеки представят сакраментальные изображения, воплощенные Ольгой Соколовой или возвращенные ей к первоначальному облику. Во всем, что касается священных образов, у специалиста уже появилось особенное профессиональное чутье, ведь она сама очень долго работает иконописцем, а не только реставратором. Реабилитация усадебного комплекса Брянчаниновых в Покровском двигалось при непосредственном участии Ольги Соколовой, и столь значительный процесс помог ей на пути к возрождению культурного наследия в будущем.
Также Ольга Александровна эксперт по историко-культурной экспертизе, которую необходимо проводить, чтобы выявить подлинность объектов прошлого, что также сделало ее как мастера достойной заслуг перед регионом, сохраняя его истинное культурное наследие. Произведения Ольги Соколовой, члена Союза художников России и Российской ассоциации реставраторов, предстанут перед посетителями библиотеки в четырнадцатом зале до середины осени, а именно до 17 октября.
Всего икон, которые она вернула в первозданный вид, насчитывается более двухсот. Часть из них можно найти в крупнейших музеях Вологодской области. Другая часть венчает стены храмов и монастырей области, а также служит важной составляющей частных коллекций.
Вологодская манера: простота северной школы и величие ростовской
Местная школа иконописи распространилась по всей нынешней Вологодской области, затронув малые части Пермской, Архангельской и Республики Коми. Неудивительно, что очагами искусства стали крупные монастыри, где издревле занимались написанием великих образов.
Своеобразие возникло во много в результате географического положения: между всегда самобытным в отношении иконописи севером и важнейшими центрами русской иконописи родился особенный изобразительный язык. Он воплотил в себе строгость и совершенство больших школ, а также отчасти непринужденность северной манеры.
«Богоматерь Умиления Подкубенская» на сегодняшний день — самая ранний найденный памятник иконописи на Вологодчине, относится к XIV столетию и несет в себе влияние византийских образцов, которое перекочевало к нам через ростовскую живопись. Тем не менее, началом культуры иконописи в области считают XIII и XIV века, когда под влиянием новгородской и уже упомянутой ростовской традиций постепенно вырастала местная манера создания преподобных ликов. На них, к слову, делался особый акцент, в то время как задний фон и мелкие детали делались холодными и отчужденными, чем добивались контраста в пользу центральной части изображения. Однако к XVII веку стилистика вологодских икон стала искажаться и терять признаки самобытности, которая уже вполне успела проявиться в работах до наступления того времени. Московская школа живописи уверенно популяризировалась по всей территории страны — под напором почти повсеместного обращения к ней художников, утратились многие стилистические решения.
Прославленными мастерами иконописи, относящимися к вологодской школе, остаются Дионисий Глушицкий и Стефан Пермский.
Путь к согревающим цветам
На возрождение икон уходят долгие года, это кропотливый и ювелирный труд, требующий недюжинной выдержки, выверенных движений и душевных стремлений. Прежде чем иконы предстают глазам пришедших, к ней проделывает долгий путь не один человек, в течение которого требуется работа не только над цветом, но и над собственной уверенностью в действиях.
В экспозиции областной библиотеки можно увидеть иконы из частного собрания Ольги Соколовой — несколько XIX века и одну, принадлежащую уже к нашему времени. В последней можно обнаружить некоторые приметы истинной вологодской иконописи: к примеру, лики в теплых цветах и мелкие детали в красных либо холодных. в деталях». Но, тем не менее, это полностью современное, огромное по размеру произведение. Неслучайно в вологодской иконописной манере выделяли мягкими тонами самое главное: как известно, распространенное выражение говорит нам, что дьявол находится в деталях. Подчеркивание с помощью цвета естественно для иконописи, в которой всегда уделялось особенно трепетное внимание к работе с цветом. Для его нанесения испокон веков используется темпера — водяная краска на основе сухих пигментов, которая часто готовится из сырых яиц и кислоты, в которые добавляются мелко растертые красящие материалы. Материалы: дерево, металл или левкас также нередко придают цвету волнующие оттенки.
Более древняя иконопись, восстановленная Ольгой Соколовой, также предстанет глазам всех желающих в виде фотографий на стендах. Среди данных произведений можно отчетливо увидеть признаки вологодской иконописной школы, и масштаб священных образов в «Распятии» иконостаса Спасо-Преображенского собора. Там наглядно, с передачей палитры выставлены снимки иконы «Ефросин Синоезерский» 16 века и «Димитрия Солунский с клеймами деяний» 16 века и «Троица» 17 века из Устюженского краеведческого музея; икона «Богоматерь с предстоящими» 17 века из Белозерского музея, изображение иконостаса Спасо-Преображенского собора. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.