Генрих Алексеевич Асафов прошел длинный путь от детства в сельской местности до испытаний в Московском художественном институте имени Сурикова, от протеста в раннем творчестве до стоицизма и идиллического спокойствия зрелых произведений.
Родившийся в селе Чирково Усть-Кубенского района будущий художник с начала жизненного пути постигал провинциальную красоту и быт сельской жизни. В его произведениях впоследствии ярко отразятся уклад рабочей жизни, с его редкими и потому ценными прелестями, а также присущий ему бытовой сельский юмор, простой и вместе с тем трогательный и правдивый.
Имя художника связано с островом Сахалин, на котором он проходил военную службу. Местность, усеянная горами, название которой буквально переводится как «Скалы черной реки», где долгое время господствовала бедность, суровый климат и куда ссылали на каторгу, не могла не отразиться в миросозерцании любого творческого человека. Самый населенный остров страны, расположенный на дальнем востоке мог показать, как непреклонна может быть погода, и незаменимы выдержка и быт человеческого удела.
C 1976 года мастер живет и трудится над новыми полотнами в Вологде, где спустя много лет и организуют персональные выставки. В 1994 году, на пороге очередного столетия, художника выдвинули на соискание Государственной премии России.
Язык художника воплотил психологизм конца 20 века: стремление и вера в устойчивость жизни со всеми ее превратностями и мира с его гармонией и в то же время переменами, которые находят отражение в людях.
Стиль и мотивы творчества
Факультет монументальной живописи задал определяющее направление его живописной стилистике. Занимаясь грандиозными жанрами мозаики и настенной росписи, мастер начал творческий путь, познавая влияние художника на окружающее других пространство. Возможно, идея о том, что человек сам формирует свое настроение и состояние души благодаря краскам и формам, которыми окружает себя и других, помогла ему сконцентрироваться на броских оттенках и экспрессии фигур, которые подчеркивают смысл исцеляющего крестьянского труда, который, силами автора, охватывал космос через простейшие, данные науке изначально фигуры и краски, сделанные яркими самой природой. Росписи в архитектуре и знание монументальной живописи в целом помогли художнику внедрить в свои будущие картины многое от иконописи: особое волшебство цвета и зачастую простота и плавность линий.
В 70-е годы он обратился к темам, которые пройдут красной нитью через все его последующие картины: деревенские корни, сила и спокойствие честных простых земледельцев. Парадоксально проступает в его своеобразных и во многом абстрактных полотнах естественность человеческого быта. Как человек ограничен в видах своей деятельности, достижение результатов в которых помогают ему обрести умиротворение, так и мир наполнен ограниченным количеством геометрических форм и цветов, которые будто бы также негласно и с большим почтением передаются из поколения в поколение.
Стоит упомянуть Пабло Пикассо, который в своих фундаментальных зрелых шедеврах показывал все гораздо более ясно и наглядно, чем это позволяют любые возможности реалистической манеры, высказывая то, что посредством строгих отточенных пропорций не поддается никакому описанию. Так и чувства связи с родными пейзажами и сценами трудовых будней простых людей, спокойствие за тех, кто влачит на себе груз будущего, зачастую хочется выразить в иррациональном виде, как выплеснул их Генрих Асафов в знаменитые не только для вологжан полотна.Мотивы его творчества: выносливость и счастье трудяг, простых ремесленников, отточенное веками народное ремесло, неразделимая связь всех живых существ с природой. Традиционно используемые Асафовым масляные краски показывают как бы главный, первостепенный слой жизни, самые яркие цвета и самые важные дела, которые делает ремесленник для мира. Контрасты передают эффект противоречивости жизни, резко и сочно очерчивая стойкость перед превратностями, которое готовит будущее: так проецируются на посетителей галереи подлинные эмоции, причем у каждого они разные: волнение, светлая печаль, воодушевление, недоумение, возбуждение или душевный покой.
Образы русского крестьянства обрели в картинах Генриха Асафова нетривиальную форму, благодаря самобытному стилю, в котором можно найти отголоски народного творчества и современного авангарда. Казалось бы, несовместимые направления не просто вступают в дружественное соседство, но рождают задушевную глубину, подобную реальным эмоциям во время наблюдения за крестьянской жизнью. Наследие в Вологде и по всему миру
Полотна Генриха Асафова можно обнаружить не только в выставочных залах Вологды и частных коллекциях по всей России, но и за рубежом. Картины, наполненные своеобразной экспрессией и в то же время спокойствием, привлекают контрастностью ценителей искусства везде, не ограничиваясь родными широтами автора.
Художественные выставки стали пополняться работами Асафова с 1968 года. Экспозиции, посвященные исключительно его собственным холстам, многократно проводились в Вологде и в Череповце. Год назад Генрих Асафов ушел из жизни. Сегодня картины мастера в областном центре можно лицезреть в коллекции Вологодской областной картинной галереи, Вологодского областного музея-заповедника, Череповецкого музейного объединения, галерее «Красный мост». Выставка всех его работ, хранящихся в архивах города, исключая произведения последнего десятилетия, состоялась в январе этого года под эгидой «Земля и люди Генриха Асафова» в Доме Корбакова. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.