В Вологодской области в Шекснинском районе есть небольшое поселение под названием Сизьма. На сегодняшний день в нем проживает всего 160 человек. Первые упоминания о Сиземской волости появились в летописных источниках в 1460 году, тогда здесь проживало около шести тысяч человек. По подсчетам этнографов здесь бытовало 387 народных промыслов. Все жители были мастерами. В Сизьме варили пиво, сбивали масло, пекли солодяные пряники, а также вышивали, пряли, шили сапоги, плели кружево, изготовляли бочки и многое другое. В начале XX века в Сиземской волости насчитывалось около трехсот кожевенных заводов и более пяти тысяч маслозаводов. Церкви Сизьмы были одними из самых богатых в Вологодской губернии. Местные жители считают, что их село могло стать успешным процветающим городом, если бы не было революция 1917 года.
Старинное небольшое село украшает храм Святителя Николая Чудотворца, в котором хранятся останки Животворящего Христа Господня – им более пятисот лет. Согласно преданию, по реке Шексне, низовьям Сизьмы и ее притоку Лапсаре плыл тяжелый каменный крест. При этом течение реки было направлено в одну сторону, а крест плыл в противоположную. Те жители, которые хотели его выловить, не смогли этого сделать, так как крест уходил от них под воду или уплывал, некоторых обдавал огнем, который из него исходил. Дальше предание гласит, что 14 августа во время покоса побережья Лапсоры над водой появился столб из огня, люди побросали косы и подошли ближе к воде. Каменный крест, поднявшись над водой и встав вертикально, повернулся ликом распятого Христа к сиземской сельской церкви и трижды осенил ее. Многие годы в Сизьме хранили эту святыню и верили, что она обладает силой исцеления. До современных дней сохранились лишь осколки от креста, его разбили на части, когда церковь закрыли во времена революции. Но паломники со всей страны до сих пор идут к остаткам святыни за исцелением.
В храме Николая Чудотворца есть удивительная история, связанная с появлением образа Казанской Божьей Матери. В то время как церковь стали восстанавливать, одна из местных жительниц принесла черную доску, которую использовала в быту как крышку, накрывая ей кадушку со щами. Женщина рассказала, что когда-то эту черную доску принесла в дом ее мать, пояснив, что эта доска из церкви. Пролежав в храме два года, на поверхности стал проявляться лик Богоматери. Появившееся изображение повесили на стену храма, и от службы к службе лик становился все отчетливее. Все это произошло само собой без вмешательства реставраторов. Перед иконой Казанской Богородицы поместили части мощей святых Пантелеймона Целителя, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и великомучениц Варвары и Екатерины. Всего в храме насчитывается 190 частей святых мощей. Чудесным образом, подобно иконе Богоматери, в храме на черных, как уголь, досках проявились икона Серафима Саровского и образ Христа Спасителя. Они также постепенно светлели и появлялись. Вместе с храмом Николая Чудотворца до наших времен сохранилась колокольня, с которой открывается великолепный вид на село и его окрестности. В округе расположено несколько святых объектов. В деревне Соловарка, что находится в пяти километрах от Сизьмы, остались руины от церкви Пресвятой Богородицы, рядом с которой люди своими силами в 1999 году возвели часовню Блаженной Ксении Петербургской. Помимо этого в Соловарке есть святой источник Георгия Победоносца.
На сегодняшний день Сизьма является одним из известных туристических объектов Вологодчины. Местные жители бережно хранят традиции, обычаи и обряды того времени. Сотни паломников и туристов приезжают в маленький самобытный уголок Вологодской области, чтобы посмотреть на чудеса святых мест, и оказаться в прошлом. Здесь можно услышать диалект, на котором говорили три века тому назад. Гостей встречают «торовато» - то есть радушно. Для полного погружения в местную самобытность можно переодеться в наряды, находящиеся в моде в прошлые века. Туристам предлагается попробовать лично поучаствовать в процессе обработки льна, его необходимо помять, потрепать и почесать. Помимо церкви здесь есть музей крестьянской избы, музей льна, музей хлеба и даже пива.
«Крестьянская изба» располагается в бревенчатом доме с наличниками на окнах, попадая в который, оказываешься в прошлом. В доме сохранена старинная мебель XIX века, прялки, сундуки, колыбель, инструменты сельского хозяйства и прочие предметы. Рядом находится музей пива, в котором можно увидеть приспособления для приготовления напитков и коллекцию заздравных чаш и корчаг. Пиво здесь варят по народному сиземскому рецепту, сохранившемуся до наших дней. В музее хлеба представлены экспозиции древних орудий труда хлебопека: весы, решета, каменные жернова, ступы и так далее.
Все, кто побывал в Сизьме, обязательно должен был отведать знаменитых сиземских кислых «штей» - так называют щи, сваренные особым способом из зеленых листьев с нижней части кочана капусты. Нарубленные листья парят в котле над костром прямо на улице, затем разливают в кадушки. Затем квасят несколько дней и замораживают. Заготовленные щи хранятся до самой весны. Готовят сиземцы свое угощение с добавлением мяса и пряностей в русской печи. Если гости не хотят щей, то «усмокотать» все равно не получится. На местном диалекте это означает уйти без предупреждения. С собой каждому туристу добродушные местные жители дают пирожок-подорожник. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.