26 июля президент Владимир Путин подписал закон, который направлен на продвижение региональных брендов и вводит в Гражданский кодекс РФ новый самостоятельный объект интеллектуальных прав - «географическое указание».
Теперь российское законодательство охраняет не только наименования мест происхождения товаров, но и географические указания. Нововведение особенно ценно для Вологодчины, так как наша область выпускает целый ряд брендов, известных по всей стране и за ее пределами. Главный продукт - это, конечно, Вологодское масло.
Новое правило устанавливает, что географическое указание как обозначение, идентифицирующее товар, характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением, может использоваться только при условии, что на территории данного региона осуществляется хотя бы одна стадия производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик. Все это касается продукции, особые свойства которой определяются в качестве характерных для данного географического объекта. Кроме того, закон предусматривает целый перечень случаев, когда географическое название не может быть зарегистрировано. Например, если оно повторяет уже существующий товарный знак или вводит потребителей в заблуждение.
Нововведение будет полезно производителям Вологодского масла в их борьбе с фальсификатом. Сейчас свидетельствами на право использования Наименования места происхождения товара «Вологодское масло» владеют 8 молокоперерабатывающих предприятий Вологодской области. Одно из крупнейших - АО «Учебно-опытный молочный завод им. Н.В. Верещагина» - имеет богатый опыт борьбы за честь продукта. Некоторые производители выпускают продукцию, которая намеренно вводит покупателей в заблуждение: они используют наименования, схожие до степени смешения с наименованием места происхождения товара «Вологодское масло». УОМЗ им. Верещагина не раз приходилось вступать в судебные тяжбы, чтобы защитить главный вологодский продукт.
Напомним, история создания УОМЗ берет свое начало в 1871 году и неразрывно связана с именем Николая Васильевича Верещагина, создателем знаменитого Вологодского масла. Завод стал первым на Руси, где производилось сначала «Парижское масло», а позднее (после 1939 года) - «Вологодское масло». В 1998 году УОМЗ им. Верещагина первым в регионе получил свидетельство на право использования этого наименования, а «Вологодское масло» стало первым зарегистрированным Наименованием места происхождения товара в отношении пищевого продукта.
В 2010 году Вологодское масло было выведено в отдельные технические условия, которые на сегодняшний день принадлежат правительству области. Новый закон усиливает государственные меры по сохранению уникальных товаров и расширяет возможности УОМЗ по защите своих прав.